Роль отца в семье
В полных семьях отец в воспитании детей в той или иной степени принимает участие. Отцовство — столь же значительный, как и материнство, элемент семейной жизни. Отцовство и материнство — продукты обмена чувствами с собственными родителями обоих полов, следовательно, в этих понятиях больше сходства, чем различий. Исследование поведения маленьких детей в присутствии матери или отца и в их отсутствие обнаружило одинаково положительное стимулирующее влияние как одного, так и другого родителя. Хотя физиологические основы этого взаимодействия недостаточно ясны, очевидно, что фигура отца помогает ребенку пережить любую трудную жизненную ситуацию, отец играет большую роль в создании у ребенка представлений о порядке в широком смысле этого слова, о морали, о ценностях, прежде всего о самом себе и о других людях. Отец ухаживает, кормит, активно воспитывает младенца, таким образом постепенно создавая взаимную семейную привязанность, а отцовские обязанности и права при этом становятся нормальным явлением.
В случае полной семьи отец оказывает значительное влияние на нервно-психическое развитие ребенка. Имеются данные о сходстве поведения сыновей старше 11 лет с их отцами. Однако абсолютного понимания механизмов этого воздействия нет. Отец может оказывать влияние на ребенка несколькими путями — прямо, посредством семейного климата, одним из создателей которого он является, и через мать. В последние годы размеры семей продолжают уменьшаться, следовательно, возрастает важность присутствия каждого члена семьи, в том числе роль отца приобретает все более острое значение. Возникающие тесные семейные привязанности между детьми и их родителями, с одной стороны, стали серьезным подспорьем в процессе социальной адаптации детей, а с другой — зачастую отрицательно влияют на психическое здоровье детей, теряющих по каким-либо причинам родителей, в том числе и отцов. Доказательством служит тот факт, что дети с асоциальным поведением чаще встречаются в распавшихся семьях, например при отсутствии отца. Это в основном связано с тем, что родитель более успешно воспитывает ребенка своего же пола, к примеру, матери проводят больше времени с дочерью, чем с сыном.
В распавшихся, неблагополучных семьях возникает ситуация, когда отец отсутствует физически, не поддерживает эмоциональные связи с семьей и, соответственно, не может создать модель поведения для сына, при этом матери склонны навязывать сыну те социальные роли, которые принадлежали отцу. Ребенок в этих случаях копирует поведение матери, будучи ближе к ней, и чувствует неуверенность при выполнении любых мужских ролей. Перед его глазами имеются примеры только женского поведения, он лишен мужских образцов и моделей разрешения жизненных проблем и типов отношений. Попытки матери установить с ним более тесные отношения, чтобы помочь в решении такой проблемы, напротив, мешают ему в становлении половой идентификации. Некоторые мальчики, чтобы избежать подозрений в их женственном поведении, осознанно или неосознанно стремятся быть утрированно мужественными, грубыми, агрессивными.
Отсутствие отца отрицательно влияет и на девочек, которые могут создавать идеализированный образ отца и сообразно с этим идеалом искать объект любви.