Вашему малышу скоро 3 года

С каждым днем он становится все самостоятельнее, но не всегда это радует родителей.

-   Я сам! - говорит карапуз, и фарфоровая чашка неминуемо летит на пол.

  • Я сам!- И вы терпеливо ждете, пока непослушные детские пальчики зашнуруют ботинки.
  • Я сам! – и малыш уверенно карабкается на папину стремянку.(Боже мой, она такая высокая!)
  • Я сам! Я сам! Я сам! – И мамино сердце замирает снова и снова.

Но бывает и так:

  • Я сам! – это честный ответ на вопрос «Кто разбил вазу?»
  • Я сам- это гордый ответ на вопрос «Кто же это нарисовал?»

Но самое неприятное выглядит так:

  • Я не буду убирать свои игрушки!
  • Я не буду чистить зубы!
  • Я не буду! - И с каждым разом все труднее и труднее сдержать раздражение.

     Все это происходит не только с вашим ребенком, но и с  абсолютным большинством трехлетних детей. Есть даже научное определение этому поведению- «Кризис трех лет» или  «Я сам!»

      Родителям может казаться, что ребенок стал капризным, агрессивным , упрямым, что он сознательно рвет те связи, которые существовали до сих пор между ним и его близкими.

      «Кризис трех лет»- это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, если хотите, завоевание своего социального статуса ребенком. Ваш малыш уже осознает себя самостоятельным. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Матери легче одеть ребенка самой, чем ждать, пока он застегнет пуговицы, зашнурует ботинки. Стремление к самостоятельности в этом возрасте можно подавить без особых усилий. Что для этого нужно? Почаще повторять: «Ты не сможешь! Нельзя! У тебя ничего не получится! Ты сломаешь! Ты разобьешь! От твоей помощи только хуже! Ты всегда все портишь!» И, наконец, самый железный аргумент: «Ты еще маленький!»

        Самостоятельности больше нет! Лет на 10 – точно, при своевременной «профилактике» – всю жизнь.

        Вас радует эта перспектива? Если да, предлагаю дальше не читать. Если нет, переходим к главному.

        Психологи утверждают, что на протяжении всей жизни человек проходит через определенные этапы или кризисы, которые и формируют его личность. У каждого кризиса своя цель – это может быть формирование доверия к миру (первые месяцы жизни), формирование самосознания (подростковый возраст) и т. д. Если что – то помешало человеку добиться цели, то через всю жизнь он пронесет, например, недоверие к миру (если не приобрел доверия в первые месяцы жизни).

         Что же формируется в три года? Если ребенку повезет, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Если не повезет, неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень. Мы хотим, чтоб вашему ребенку повезло, а потому возьмем на себя смелость дать некоторые советы:

  • поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать, чистить картошку);
  • позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это не стоило;
  • приобщайте малыша к совместному труду;
  • оценивайте не ребенка, а его поступки (не «ты – неряха», а «ты сделал неаккуратно»);
  • хвалите не только за результат (например, застегнутые пуговицы), но и за попытку сделать что – нибудь;
  • сами приобщайтесь к детской игре;
  • развивайте сюжетно – ролевую игру (пусть ребенок будет парикмахером, врачом, мамой, папой и т. д.). Значение игры в этом возрасте переоценить невозможно. Вы никогда не добьетесь эмоционального контакта, только обслуживая ребенка(одеть, обуть, накормить), но у вас появятся шансы, если вы будете уделять совместной игре хотя бы полчаса времени;
  • помните: ваши слова не должны расходиться с поступками;
  • ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным! Вам придется делать выбор в пользу чего – то одного.

ТЕМПЕРАМЕНТ

        Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает»?

        Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься».

         Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то, и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется.

         Психологи утверждают, что к 6 – 7 годам уже отчетливо проявляется какой – либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка.

        Темперамент – это не выдумка, а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас. И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребенка за то, что он меланхолик, так же бесполезно, как и за то, что он брюнет, а не блондин (или наоборот).

        Нет сомнений в том, что вы, как родитель, знаете своего ребенка лучше, чем все психологи вместе взятые. Но мы все – таки рискнем поделиться с вами кое – какой информацией. 

Если ваш ребенок сангвиник

        Сангвиником называют человека активного, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи. Сангвиник всегда общителен, с удовольствием знакомится с новыми людьми, с радостью может заниматься несколькими делами, иногда очень разными. Ему присущи гибкость ума, энергичные выразительные движения, быстрый темп речи.

        Проблемы в школе возможны (но это вовсе не обязательно!) из -  за непоседливости. Интересы и увлечения непостоянные и неустойчивые. Успехи в учебе во многом зависят от заинтересованности в предмете и эмоционального отношения к учителю.

         Значительно повысить работоспособность поможет частая смена деятельности.

         Для успешного обучения ребенку необходима разрядка своей неуемной энергии, например, физические упражнения. Мальчику полезно будет посещение спортивных секций; скорее всего, он предпочтет командные игры (футбол, хоккей). Девочки могут с удовольствием заниматься танцами, гимнастикой, сангвиники от природы одарены пластичностью и выразительностью движений.

          Учителям и родителям нужно учитывать, что из – за некоторых физиологических особенностей такие дети с трудом воспринимают тихий голос. 

Если ваш ребенок флегматик

          Флегматиком называют человека активного, спокойного и невозмутимого. Флегматик способен на глубокие чувства, но его эмоции редко заметны окружающим. Такой ребенок не отличается общительностью, но привязанности его прочны и долговременны. Материал учит основательно и запоминает надолго. Флегматик отличается спокойной, медлительной речью.

           Проблемы в школе могут возникнуть (но это вовсе не обязательно!) в связи с затрудненностью социальной адаптации: флегматик плохо сходится с людьми.

           Родителям и педагогам нужно учитывать, что такой ребенок медленно перестраивает свои навыки. Ему очень трудно переключиться с одного предмета на другой.

          Самое главное – не ругать флегматика за медлительность! Дайте ребенку возможность работать в том темпе, который ему удобен. 

Если ваш ребенок холерик

          Холериком называют человека энергичного, способного заниматься делом с особой страстностью. Говорит он громко, резко, часто с восклицаниями, легко приходит в состояние возбуждения. Его интересы достаточно постоянны. Он не теряется при возникающих трудностях, с упорством их преодолевает. Учебный материал запоминает быстро, помнит долго.

          Проблемы у ребенка могут возникнуть (если вообще возникнут!) из – за вспыльчивости. В досаде и раздражении он быстро выходит из себя.

          Работает увлеченно, но неаккуратно, возможны неприятности из – за почерка. Испытывает трудности в переключении внимания. 

Если ваш ребенок меланхолик

          Меланхоликом называют человека впечатлительного, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на происходящее, со сдержанными движениями и приглушенной речью. Его настроение может меняться из – за очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. У него низкая работоспособность, поэтому быстро наступает утомление.

          Проблемы в школе могут быть связаны с обидчивостью, ранимостью. Любое самое мягкое замечание учителя вызывает у ребенка смущение. Свои способности и знания он оценивают низко, хотя в действительности они могут быть значительно выше хорошо. Если при выполнении какого – нибудь задания встречаются трудности, ребенок может теряться и не доводить работу до конца. В ситуации экзамена показывает более низкие результаты, чем на обычных занятиях.

           Родителям и педагогам можно посоветовать поощрять любую активность меланхолика, разработать четкий и удобный для него ритм работы. Свести к минимуму замечания, тем более иронию. О проступках и ошибках лучше говорить наедине. Не бойтесь перехваливать меланхолика!